kosogova (kosogova) wrote in 1resume_100job,
kosogova
kosogova
1resume_100job

Category:

Графология и ее научное обоснование

Уважаемые участники сообщества, представляю первую (пока теоретическую, ознакомительную) тему в программе "Неделя графологии"!

Исторически сложилось так, что в России со словом «графология» чаще всего ассоциируется некое интуитивное знание, сродни эзотерическому. Тому есть много причин: это и запрет за графологические изыскания в самом начале пути ее развития в России с приходом советской эпохи; это и попытки уже в новой России (90-е годы) «изобрести» собственную русскую графологию, даже не поинтересовавшись а что же тем временем происходит за рубежом, где графология имела возможность свободно развиваться и превратится в полноценную науку.


Институт Графоанализа Инессы Гольдберг ставит перед собой цель – не только познакомить российскую публику с важнейшими мировыми достижениями в области графоанализа, продемонстрировать возможности графологии как метода объективной и точной психодиагностики, но и вывести российскую графологию на мировой уровень путем обучения специалистов, способных вести научно-исследовательскую и консультативную работу.

Инесса Гольдберг – израильский специалист, сертифицированный эксперт-графолог, член Израильского Общества Научной Графологии, автор обучающей серии из 8 книг о графологии на русском языке, главный редактор международного журнала «Научная графология» занимается популяризацией графологического знания в России с 2006 года. За это время начала складывать команда, коллегия специалистов-графологов, среди которых психологи, юристы, врачи, открываются филиалы Института в городах России и СНГ (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Вологда, Ковров, Новый Уренгой, запланировано открытие филиала в Белоруссии – в Минске). Наша география постоянно расширяется. Подробнее о деятельности Института можно узнать на сайте http://inessa-goldberg.com/

Итак, давайте немного поговорим о том, что такое графология и каковы ее научные позиции.

Прежде всего, о графологии можно говорить в двух аспектах:
1) как о самостоятельной науке;
2) как о методе психодиагностики, далеком от интуитивного восприятия и гадания.

I.В научном аспекте графология имеет долгую историю и непростую судьбу. Научная графология имеет собственный понятийный аппарат и строгую методологию, однако при всей строгости методологии, специалисту-графологу требуется опыт и профессиональное чутье. Его работу можно сравнить с работой врача-диагноста, который умеет различать похожую симптоматику при разных синдромах.

Как любая наука, графология стремится к обобщению, систематизации экспериментальных и других эмпирических данных, к установлению внутренних закономерностей.   Графология основана на психофизиологических законах.

Сегодня самыми известными и сильными научными графологическими школами являются немецкая, французская, израильская, испанская, итальянская и венгерская школы, в активе которых исследования, проведенные на многочисленных репрезентативных выборках. В этих странах графология давно вышла на государственный уровень, в университетах осуществляется подготовка по профессии «графолог», защищаются диссертации, выдаются соответствующие квалификационные документы.

Наиболее значимые имена в графологии – это Жан Ипполит Мишон, Крепье Жамен, Людвиг Клагес, Роберт Содек, Клара Роман, Макс Пулвер, Рудольф Пофаль, Вильгельм Хегер, Тея Штейн-Левинсон, Исраэль Одэм, Урсула Аве-Лаллемант.

Основными научными принципами, на которые опирается графология, являются:

- гештальт-подход (отдельные признаки оцениваются только в соотнесении с общей картиной почерка, только через призму доминирующих явлений; графология сегодня – это не признакология, а системное изучение почерка);
- дуализм графических признаков (каждый признак имеет двоякую интерпретацию – все зависит от прочих графологических обстоятельств, имеет несколько как положительных, так и отрицательных значений);
- закон взаимоподтверждения (графолог может сделать конкретный вывод только исходя из графического симптомокомплекса, в который группируются взаимоподтверждающие признаки);
- крайность проявления графического явления свидетельствует о крайности его значения;
- умеренность выраженности явления – «золотая середина»;
- важным выводам способствует знания пола и возраста автора почерка, поскольку почерк транслирует психологический пол и возраст, который может не совпадать с паспортным.

II. Графологический анализ как метод психодиагностики – это часть практической психологии. Он не мыслим без строгой научной базы.

Заключения нескольких сертифицированных графологов по одному случаю будут идентичны в содержательной части, отличаться может лишь стиль подачи, поскольку подготовленные графологи не зависимо друг от друга в конкретном почерке увидят определенные явления, обратят внимание на одни и те же доминирующие параметры.

Психодиагностика по почерку возможна благодаря существованию такого феномена, как психодинамический стереотип, выработанный путем взаимодействия и взаимовлияния  центров головного мозга и моторики руки.

Почерк – это обратная связь с психикой, ее скан. Он подобно зеркалу отражает врожденные и приобретенные свойства личности, а также ситуативные психические состояния. Опытный графолог умеет отличать ситуативные состояния от устойчивых черт личности.

Полноценный анализ почерка возможен, если автор почерка достиг 14-летнего возраста (в этом возрасте уже сформирован индивидуальный психодинамический стереотип). Для анализа же детского почерка дополнительно необходимо попросить ребенка выполнить несколько специальных графических тестов.

Почерк, как точный барометр, следует за всеми психологическими изменениями, происходящими с человеком на разных возрастных этапах, дает информацию о глубинных внутренних процессах в периоды личностных кризисов. Понимание сути кризисных противоречий способствует своевременной и более эффективной работе по саморазвитию, такое понимание выводит человека на качественно новый уровень осознанности и качества психологической жизни.

Графологический анализ удобен тем, что адекватно заменяет целый комплекс психодиагностических методик и тестов, а это немаловажно, поскольку человеку больше не требуется тратить огромного количество времени для заполнения многостраничных опросников. При этом исключается момент сознательного выбора социально-желательных, «правильных» ответов, тем самым дополнительно обеспечивая и защиту от субъективности участвующих в психодиагностическом анализе, сторон.

Первый вопрос в розыгрыше бонуса: Как вы считаете, в каких профессиональных сферах возможно применение графологии? И почему?

Подробнее о бонусе: http://1resume-100job.livejournal.com/83159.html#cutid1
Tags: неделя графологии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments